Сорокин
Несколько дней назад в Козельске вспоминали известного краеведа Василия Сорокина. 27 января ему бы сто лет исполнилось, вот и собралось по этому поводу козельское общество — панихида с попом на кладбище прошла, потом встреча в музее. Детишек, говорят, нагнали! Не протолкнуться. Ну, школьников, в смысле. Я сам-то не был. Но рассказывали. Да и Сергей Евгеньевич, вот, очень подробно на своём сайте всё описал, что да как там было.
Но не даёт мне покоя один вопрос. Нет, не то, что Сергей Евгеньевич в открытую пишет и, более того, в заслугу Сорокину ставит то, что тот историю фальсифицировал — то ладно. В конце-концов на фальсификации, пардон — интерпретации прошлого вся историческая наука зиждется, чего уж там. Вот у нас в стране опять единый исторический учебник вроде как разрабатывать собрались — школоте свет знаний, а целому полку историков корочка хлеба с маслом! Ща напишут, а там какой-нибудь Навальный президентом станет… в общем, без работы не останутся, верно же? Но это я отвлёкся.
Другое меня интересует.
Есть в Козельском районе деревня Сенино. Когда-то давно она Косынь была, да случилось в ней жить козельскому Павлику Морозову — пионеру Никите Сенину. Он, правда, не на папочку — на своего пионервожатого в 1935 году настучал. Но тоже грохнули. Когда повозку с почтой сопровождал в одиночку по лесу. Ну а почту увели, ага. Точнее, деньги, которые в ней были. Письма-то всякие, они нафиг кому нужны были? Те кто Павлика… тьфу — Никиту того зарезал, поди и читать не умели…
Сначала прокурор одного этого пионервожатого, бывшего по совместительству начальником почтового отделения, в убийстве обвинил. Но, сами же понимаете, людоедскому режиму мало было. В общем, отправилась следом за почтальоном на тот свет целая группа Косыньцев, а замыкал шествие, как в те времена принято было, незадачливый прокурор.
Спрашиваете, причём здесь Сорокин?
А вот что пишет по этому поводу в своей «летописи века» («Калужская летописная хроника ХХ века в зеркале периодической прессы») известный калужский журналист Константин Михайлович Афанасьев:
«Месть не заставила себя ждать. В жёсткую схватку с „бывшими людьми“, остатки которых сохранились в районе, вступает молодой рабселькор „Козельской правды“ Василий Сорокин (будущий заслуженный работник культуры РСФСР). Его корреспонденция в областной газете „Рабочий путь“ под заголовком „Чужаки в роли воспитателей“ выдаёт следственным органам целое гнездо контрреволюционеров, засевших в районных учебных заведениях. Кто же эти люди, осмелившиеся вслух говорить, что Никиту Сенина убили из-за почтовых денег? Вот они, классово вредные элементы: учителя Никольский — сын попа, Беляева — дочь дьякона, отец и сын Пашины, скрывающие своё происхождение, а также заведующие Прысковской и Сбылинской начальных школ Лукьянов и Введенский, директор Савченковской НСШ (неполная средняя школа) Крючкин — сын крупного купца, и учитель Тихомиров — сын попа, бывший помещик Кашкин, директор Козельской НСШ Рыльский — сын попа и завуч школы Скрипкин — сын крупного купца и многие другие. А вот один из фактов вредительства: заведующий Потросовской начальной школой Кирпичёв задал первоклассникам пример по арифметике: „В колхозе было 8 тёлочек, восьмерых сдали в заготовку; сколько осталось тёлочек?“
О том, сколько, начиная с 1935 года, было сдано в НКВД козельчан, стало известно много лет спустя из книги памяти репрессированных калужан „Из бездны небытия“, где мы находим и фамилии, указанные Василием Николаевичем Сорокиным».
Пруф (второе сверху эссе «Козельский дубль»)
И ещё тут. («Козельский Павлик Морозов — история героизации» и «Антисенинская группа».
Так вот и интересно мне. Не, я понимаю — времена были тяжёлые, каждый выживал, как мог. Но всё же — это вот ему детишки козельские свои школьные панегирики посвящают?
Комментарии
8 комментариев на запись Сорокин
Трэкбеки
Оставить комментарий
Эта статья ещё раз показывает роль СМИ в истории.
Один написал, другие расстреляли, невинные (надеюсь) лишились жизни.
1. «Детишек, говорят, нагнали!» Говорят, что кур доят. А потом, справедливые критики либерастического режима Ельцина-Путина будут писать, что «детей сгоняли на мероприятия зелёные человечки». Так рождаются мифы.
2. Эти мифы полезны для страны? На мой взгляд — нет. В отличие от мифов Сорокина («фальсификация истории»). Сорокин спас от разрушения особняк 19 века. А кто-то считает, что детишкам лучше не ходить на краеведческие мероприятия, чтобы про них не сказали, что их «нагнали», как баранов. Лучше вольно и независимо колоться? Ювеналку сюда, детей загнали в концлагерь под название «музейлаг»!
3. По поводу того, что молодой селькор Сорокин был ревностен не по разуму. Возможно. Однако пришло время и он переменился. Крестил ребёнка (за что претерпел гонения), Крест в городе поставил, Оптину защищал. А некоторые как презирали с дуболомного пионерского детства «попов», потому, что те в космосе Бога не видели, так до сих пор гордо несут знамя научно-технического прогресса. И что? А ничего, просто так. Имеют право на свободу слова. Чарлики.
4. Кстати, на мой взгляд подобные задачки про тёлочек в некоторые времена вполне могут рассматриваться как провокационные.А вообще-то надо быть умнее. А то будет как с мамой 7 детей.
6. Но вообще-то тема 100-летнего юбилея была — краеведение, вклад в историю Козельска, а вовсе не святость или гражданская честность.
Кстати, Олег тут ссылается на улыбчивого журналиста-историка-краеведа, который и разоблачил Сорокина и пионера Сенина. Но что например пишет сей учёный муж на своих страничках: «29 декабря террорист-одиночка Леонид Николаев и первые 13 человек, якобы причастные к убийству Кирова, расстреляны. Приговор написан рукой И.В. Сталина.»
Вы что, действительно верите, что Сталин собственноручно писал приговор? Может и расстреливал собственноручно?
Организованна компания по героизации пионера Сенина по указанию троцкиста, палача Тамбовщины Антонова-Овсеенко, репрессированного в 37. Он чтро, тоже выполнял личные указания Сталина, за что и был репрессирован, или как троцкист и враг Сталина Хрущёв специально разжигал террор в глубинке?
Кончается историческое исследование краеведа проникновенным: » А уж если говорить о чьём-то влиянии, то Россия завораживает Запад абсурдностью своей жизни.» Надеюсь выпускник Высей партийной школы Константим Михайлович ещё жив и здавствует и может наслаждаться логичностью и глубокомыслием своих западных кумиров, подводящих в берегам Белоруссии боевой флот, находящих пробирки с порошком в Ираке и торжественно клянущихся, что в Одессе было совершено самосожжение русскими старообрядцами.
Вот как меняются партийцы: Сорокин и Афанасьев.
Разволновался. Много очепяток. Приношу извинения.
На моём сайте этот статья получила название «Краевед — стукач». Похоже тут и второй краевед-стукач появился — Афанасьев. Только он льёт грязь на давно ушедшего человека, который может быть и покаялся в своих грехах. За которого и Оптина молится. А вот Константин Михайлович как был хрущёвцем по всем своим повадкам, так им и остаётся.
Да к тому же ещё и русофоб. Вот характерный пример:
«ИДОЛУ ПОКЛОНЯЛИСЬ
В редакцию газеты «Знамя» пришла группа женщин из поселка Коммуна труда (бывшее Подзавалье) и попросила дать адрес товарища Сталина, чтобы послать ему приветственную телеграмму ко дню его 70-летия. В редакции помогли отредактировать текст и отправить телеграмму за подписью 26 жителей поселка Коммуна труда.
1949 г.»
Пожелаю, чтобы никто и никогда более не поздравлял Афанасьева с днём рожденья. Да и за что? Что он сделал такого для людей, что может хоть отдалённо сравниться с работой Сталина. Так, желчный бумагомаратель… мизантроп.
Афанасьев — известный калужский журналист и писатель. Человек, которым может гордиться калужский край. Насколько я знаю здравствует до сей поры.
Заметка же не имеет целью судить Сорокина. «Не судите, да не судимы будете…» — не правда ли? Но помнить надо. Просто помнить «учителя Никольского — сын попа, Беляеву — дочь дьякона…» и всех остальных персонажей той давней трагедии упомянутых Константином Михайловичем. Помнить, в частности, и для того чтобы это не повторилось.
Что же до Сорокина, то возможно он и раскаялся. Тогда это была и его трагедия — груз, который он нёс всю оставшуюся жизнь, с того момента, когда понял что сотворил.
И да — эта история заставила быть осторожнее в оценке поступка «мамы 7 детей», какое бы неприятие он (поступок этот) не вызывал поначалу.
Помнить надо, но не обязательно вспоминать это в 100-летие. Насколько «уважаемый» человек Афанасьев. Мне он откровенно антипатичен откровенной политизированностью (в стиле раннего Сорокина).